В данной работе рассматриваются натуральные усилители вкуса (savory Ingredients), к которым относятся экстракты дрожжей (YE), автолизаты дрожжей (YA), дезактивированные сухие дрожжи (DIY), клеточные стенки дрожжей (YCW), а также гидролизаты белков (HVP, HAP).
В развитых странах натуральные усилители вкуса широко востребованы в пищевой промышленности, однако, в РФ этот рынок имеет ограниченный, неразвитый спрос, смещенный в сторону кормовой промышленности. Потребление натуральных усилителей вкуса и аромата в пищевой промышленности крайне низкое. Покупатели традиционно используют гастрономические ароматизаторы, добавки Е-621, E-635 и в большинстве случаев слабо знакомы с неактивными дрожжами (DIY, YA, YE) и гидролизованными белками, как усилителями вкуса.
Низкий уровень информированности, а также высокая цена на импортный продукт являются основными факторами, сдерживающими развитие данного рынка.
Тем не менее, российский рынок оценивается нами, как перспективный. Исследуемые продукты находятся на стадии роста, для которой характерны высокие (относительно кормовой и пищевой отрасли в целом) темпы роста.
В период до 2025го года неактивные дрожи будут по-прежнему наиболее востребованы для кормления сх животных, а также в производстве кормов для домашних животных. Здесь наибольший потенциал для роста демонстрируют DIY, YA, связанный со свойствами неактивных дрожжей. DIY, YA, YCW улучшают пищеварение и увеличивают продуктивность животных. Кроме того, неактивные дрожжи имеют адаптогенное и иммуностимулирующее действие.
DIY, YA, а также HAP имеют перспективу и на рынке кормов для питомцев. Этот сегмент наиболее устойчив к кризису и открыт инновационным продуктам, с натуральными и функциональными ингредиентами.
Спрос на натуральные усилители вкуса аромата со стороны пищевой промышленности в следующие 5 лет усилится. На рынке Savory Ingredients пищевого назначения (преимущественно, YE, DIY, HVP, HAP) наиболее перспективными сегментами являются: производство комплексных вкусоароматических смесей, супы, продукты мясопереработки. Основной драйвер: усиливающаяся тенденция на ограничение применения E-621 и повышенных требований потребителей к так называемой «чистой» этикетке.
Анализируя перспективу рынка натуральных усилителей вкуса и аромата следует особо выделить тренд роста популярности ЗОЖ в России, и, как следствие, повышенный рост на спортивное и вегетарианское питание. Уже сейчас мы видим рост потребления DIY и HAP в этом сегменте. В период 2019-2024 данная тенденция продолжится.
Исследование построено на основе глубинных интервью с производителями и дистрибуторами дрожжевых продуктов, гидролизованых белков. Всего было опрошено порядка 30 компаний. В качестве вторичных источников информации использовались: база ФТС РФ, открытая информация производителей и потребителей, специализированная отраслевая пресса, а также ранее проведенные исследования ЦИПА.