Пробиотики – это живые бактерии, являющиеся неотъемлемой частью нормальной микрофлоры нашего организма. При введении в адекватном количестве они оказывают положительный эффект на здоровье человека. Наиболее часто используются как пробиотики штаммы лактобактерий и бифидобактерий. Причем, если в мире наибольшим спросом пользуются лактобактерии (класс Lactobacillus) – более 60% совокупного объема спроса, то в России предпочитают бифидобактерии (до 80%). Среди бифидобактерий наибольшую популярность на российском рынке приобрели следующие виды: B.bifidum, B.adolescentis, B.longum, b.breve, B.infantis, B.subtilis, B. lactis, B. animalis.
Пробиотики могут быть включены в состав различных типов пищевых продуктов, включая лекарственные препараты и пищевые добавки. Чаще всего их можно встретить в йогуртах, биокефирах и других молочнокислых продуктах. Количества бактерий, введенного в продукты питания (не менее 1*10^6 КОЕ/г), обычно достаточно для поддержания здоровой микрофлоры человека, если нет дисбактериоза.
В целом рынок продуктов, обогащенных пробиотиками (это не только продукты питания, но и лекарственные препараты, БАДы), в России можно охарактеризовать, как относительно развитый. Об этом свидетельствует стоимостной показатель отрасли, который достигает 0,9 млрд.$ (по итогам 2009 г.). Для сравнения европейский рынок функциональных продуктов питания и БАДов с пробиотиками превышает 8 млрд. $, что означает, что на душу населения россиянин потребляет до 30% от среднедушевого потребления в Европе. Следует также отметить, что более половины рынка (в стоимостных показателях) готовых продуктов с пробиотиками принадлежит продуктам питания, а именно кисломолочным изделиям.
В отличие от других функциональных ингредиентов (например, пребиотиков), пробиотики в России получили наибольшее развитие, чему поспособствовала традиционная популярность исконно русского напитка – кефира. Вместе с тем, рынок еще очень далек от насыщения, главным образом, в сегменте кисломолочных продуктов. На сегодняшний день обогащается лишь около 10% от совокупного объема производства кисломолочных изделий. Несмотря на то, что в сегменте обогащенных полезными бактериями молочных напитков функционируют практически все крупные молочные холдинги, средняя доля полезных кефиров и йогуртов в общей структуре их производства невысока. Так что перспективы у российского рынка биомасс пробиотических культур есть, и пока они огромны.
Рынок пробиотиков-ингредиентов более чем наполовину импортозависим. Крупные мировые производители бактериальных концентратов и заквасок, такие как Valio, Chr.Hansen, Danisco, DSM везут свою продукцию для крупнейших отечественных молочных гигантов. Наиболее востребованными среди импортной продукции являются лиофилизированные культуры. В отношении видового состава, можно выделить наиболее популярные виды бактерий, используемых зарубежными производителями – это Lactobacillus rhamnosus, Lactobacillus acidophilus, Lactobacillus casei; среди бифидобактерий: Bifidobacterium lactis, Bifidobacterium animalis, Bifidobacterium longum, Bifidobacterium bifidum.
Что касается отечественного предложения, то производством биомасс бифидо- и лактобактерий для пищевой промышленности (в частности кисломолочной) занимаются 5 компаний, среди которых выделяются: ЗАО «Партнер», НПО «Бифилайф», «Вектор-Биальгам», «Био-Веста», а также ГНУ ВНИМИ.
Лидером на рынке отечественного продукта является ЗАО «Партнер». Компания является крупнейшим производителем пробиотических культур не только для обогащения продуктов питания, но и фармацевтических препаратов-пробиотиков. Для пищевой промышленности ЗАО «Партнер» реализует лиофилизированную биомассу бифидо – и лактобактерий особой чистоты - очищенную от метаболитов и среды культивирования (фармацевтическая биомасса). По чистоте такая биомасса даже превосходит зарубежные аналоги.
Среди конкурирующих компаний с высокими рыночными долями стоит отметить «Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности» и НПО «Бифилайф», которые занимаются производством бакконцентратов и сухих заквасок, а также разрабатывают технологии обогащения продуктов питания пробиотиками и микронутриентами.
Несмотря на наличие довольно серьезных игроков на рынке, отечественное предложение пока не удовлетворяет крупнейших российских потребителей. Ведущие молочные комбинаты, такие как «Danone», «Юнимилк», «Вим-Биль-Данн», «Кампина», основной объем биомасс по-прежнему закупают за рубежом. Отечественные же производители пробиотиков обеспечивают преимущественно небольших региональных «молочников», общее количество которых превышает 500.