Исследование представляет собой анализ основных параметров российского рынка витаминов для пищевой и фармацевтической отраслей. Изучались следующие группы витаминов: А, С, D3, Е, К1, В1, В2, В3, В5 (PP), В6, В7(H) В9, В12, а также витаминные (в т.ч. витаминно-минеральные) премиксы на их основе.
Рынок витаминизированных продуктов питания, а также добавок к пище (включая и зарегистрированные как ЛС) обладает колоссальным потенциалом. Предпосылками этого в первую очередь являются: 1) климатические особенности страны (дефицит фруктов и овощей в рационе россиян вследствие длительной зимы); 2) платежеспособный спрос населения; 3) низкий уровень потребления искусственных витаминов по сравнению с показателями развитых стран. Вместе с тем, существует ключевой фактор, ограничивающий развитие рынка здорового питания и в т.ч. витаминизированных продуктов - низкий уровень институциализации, которая выражается в следующем:
- Конечные потребители (граждане) при неплохой осведомленности о необходимости потребления витаминов (а) недостаточно информированы об оптимальном порядке потребления витаминизированных продуктов; (б) с недоверием относятся к тем продуктам, которые присутствуют на рынке.
- Производители витаминизированных продуктов недостаточно занимаются продвижением данного вида продукции (даже в сравнении с другими видами функционального питания, например, обогащенного про- и пребиотиками).
- Поставщики витаминных форм зачастую заинтересованы в проведении политики сиюминутной прибыли в ущерб долгосрочным целям.
- Фактически полностью отсутствует инфраструктура рынка. Крайне низко развит уровень взаимодействия коммерческих компаний (поставщиков и потребителей) с научными организациями, занимающимися проблемами здорового питания и оптимизации рационов. Взаимодействие с медицинским сообществом строится не в форме решения общей глобальной задачи повышения влияния функционального питания на здоровье населения, а в форме решения узкоутилитарных задач коммерческого выигрыша отдельных компаний. Органы госнадзора оказываются фактически несостоятельны в вопросах контроля качества функциональных продуктов. Негосударственных организаций, призванных осуществить взаимодействие между участниками рынка, обеспечить контроль качества (а соответственно повысить доверие конечных потребителей) в России фактически нет.
Подобное состояние дел - неинституциализированность рыночной ситуации - приводит к тому, что рынок можно охарактеризовать как неоформленный: (1) при повышенном спросе россиян в витаминизированных продуктов реальное потребление продукции во много раз уступает аналогичным показателям развитых стран; (2) динамика рынка крайне нестабильна, малейшее ухудшение общеэкономического развития приводит к мгновенному снижению темпов роста рынка и даже его падению. Таким образом, в отрасли отсутствует стабильный, ярко выраженный тренд.
Исследование дает полное представление о состоянии витаминного рынка в последние несколько лет. Отчет принципиально состоит из трех частей, где подробно проанализировано предложение и потребление витаминов (витаминных премиксов), а также дан качественный прогноз развития рынка витаминов в России.
Анализ предложения включает в себя:- Внутреннее производство витаминных субстанций: динамику производства в 2000-2011 гг., характеристику производителей и выпускаемой продукции;
- Внутреннее производство витаминных и витаминно-минеральных премиксов: оценку объемов производства в 2010-2011 гг, характеристику производителей и выпускаемой продукции;
- Импортные поставки витаминных субстанций и витаминных премиксов (для пищевой и фармацевтической отраслей): динамику объемов импорта в 2009-2011 гг (по каждому виду витамина и по витаминным премиксам), характеристику форм витаминных субстанций/премиксов, анализ зарубежных производителей витаминов/премиксов, выделение областей потребления витаминных субстанций, а также анализ отечественных компаний-получателей импортной продукции;
- Обзор цен отечественных и импортных производителей витаминных субстанций;
- Оценку рыночных долей ведущих игроков рынка субстанций витаминов и витаминных премиксов;
Анализ потребления включает в себя:- Оценку объемов потребления в 2009-2011 гг.;
- Сегментацию рынка витаминов по видовому и отраслевому признакам;
- Характеристику потребителей по сегментам:
- продукты питания (в т.ч. производители обогащенных пищевых продуктов, производители продуктов, использующих витамин С, как антиокислитель) - более 150 предприятий, выпускающих молочную и кисломолочную продукцию, детское питание, напитки, кондитерские и хлебобулочные изделия и др.;
- биологически активные добавки к пище(БАД) - более 300 предприятий, использующих в составе своей продукции витамины/ премиксы;
- витаминные лекарственные препараты – 45 фармацевтических компаний, выпускающих поливитаминные или витаминные ГЛС.
- Характеристика потребителей включает в себя четыре основных пункта:
- наименование производителя
- контактные данные
- вид витаминизированной продукции
- перечень используемых витаминов/ витаминных премиксов
Для оценки перспектив развития рынка:- произведен структурный анализ рынка с выделением трех сегментов:
- поливитаминные и витаминно-минеральные комплексы (зарегистрированные и как БАД и как ЛС), БАД, а также обогащенные (витаминизированные) продукты питания и напитки;
- витаминные лекарственные препараты (используемые в лечебных целях – моновитаминные препараты, жаропонижающие и противовоспалительные средства);
- продукты питания, в составе которых используются витамины в качестве антиоксиданта.
- Выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие ранка в каждом сегменте.
Источники исследования:1. Интервью с участниками рынка
- сплошной опрос производителей субстанции витаминов/ витаминных премиксов
- выборочный опрос производителей витаминных БАД и лекарственных форм
- выборочный опрос производителей продуктов питания
2. Анализ баз данных
- РОССТАТ
- РОСПОТРЕБНАДЗОР
- ФТС РФ
- База составов продуктов питания GOODMATRIX
3. Прочие вторичные источники
- внутренняя открытая информация предприятий
- научные публикации
- ранее проведенные исследования (собственные и зарубежных исследовательских агентств)