Центр инвестиционно-промышленного анализа и прогноза
Посмотреть демо

Лактоза. Рынок лактозы в России в 2010 году.

Дата выхода:
Май 2010
Отчет содержит:
84 страницы,
30 таблиц,
23 диаграммы и рисунка
Бесплатно
Стоимость
Научно-исследовательским организациям предоставляются скидки
Скачать демоверсию
Данное исследование посвящено анализу потребления пищевой и фармацевтической лактозы в России. Проанализировано более 1000 ассортиментных позиций продукции российских производителей в сегментах, где целесообразно использование лактозы, и в отчете представлены более 70 существующих предприятий - потребителей лактозы.
Опрошены предприятия в сегментах, где потребление лактозы является наиболее перспективным, но на данный момент имеет недостаточное распространение (производители детских сухих смесей и фармацевтические производства).
Отдельное внимание уделено возможности организации производства лактозы в России – рассмотрена ситуация с обеспеченностью сырьем (подсырной сывороткой), производство лактозы в ближнем зарубежье, опрошены крупнейшие российские производители сыров и поставщики оборудования.
Проанализированы основные тенденции на мировом рынке лактозы, динамика цен мирового и российского рынка, сложившаяся структура дистрибуции.

В отчете использованы данные: Росстата, Федеральной таможенной статистики, данные международных статистических ведомств, данные международных исследовательских компаний. Проведено 21 интервью участников рынка (производители сыров, поставщики оборудования, потребители лактозы).

Рост потребления лактозы на российском рынке в 2009 году составил более 45% от предкризисного уровня
Рост спроса на пищевую лактозу со стороны российских потребителей наблюдался в течении всего периода 2000-ых. В период с 2001 по 2009 год общие объемы потребления выросли с 2,9 до 9,5 тыс. тонн в год.
Наибольшие объемы лактозы (до 60%) потребляется производителями шоколадных кондитерских изделий (плиточного шоколада и глазированного шоколадом конфет). Столь значительная доля обеспечивается одной компанией – ООО «Марс», использующей лактозу практически для всей производимой продукции: шоколадных батончиков («Snickers», «Mars» «Baunty»), плиточного шоколада («Dove»), глазированных шоколадом драже («M&Ms») и пр. Именно значительный и постоянно растущий спрос на лактозу со стороны «Марса» позволил не просесть рынку в 2008 году.
А проседать было с чего. Помимо самого экономического кризиса, больно ударившего по российским производителям, неблагоприятная для потребителей ситуация сложилась на мировом рынке. Рост мирового спроса на лактозу, особенно со стороны стран Юго-Восточной Азии, привел к резкому росту цен. С середины 2005 до середины 2007 года цены выросли более чем в 5 раз: с 400 долларов за тонну до более чем 2000. В 2008 году цены стремительно рухнули, однако из-за удаленности регионов поставки российские потребители смогли это почувствовать только во второй половине 2008 года, когда уже в самой России начал разгораться кризис.
Однако не только «Марс» формирует спрос на лактозу в России в сегменте шоколадной продукции. Помимо него порядка 6,5% производимого в России шоколада (без учета продукции «Марс») и до 13% глазированных шоколадом конфет в России производится с добавлением лактозы.
Порядка трети прочего спроса (33%) формируется прочими производителями пищевой продукции. Крупнейшими из них являются: производители мучных кондитерских изделий, снеков (в том числе крупнейший в России производитель чипсов «Фрито Лей»), сгущенного молока, водки, колбасных изделий, сухих супов, замороженных продуктов (блинчики), молочных продуктов, гипоаллергенных продуктов, натуральных сахарозаменителей для розничной продажи, готовых кофейных смесей и пр.
При этом структура потребления лактозы в России существенно отличается от структуры на европейском и американском рынках. Там ключевыми сегментами являются производство продуктов детского питания (в первую очередь сухих заменителей грудного молока) и фармацевтика. В России активно развивается сегмент производства детских сухих смесей, однако, не смотря на весь интерес производителей к лактозе («Нутритек» даже пытался организовать собственное производство лактозы), на данный момент они используют заменители: Российская фармацевтическая промышленность так же на данный момент предпочитает использовать другие виды наполнителей, и доля потребления лактозы этого сегмента составляет только порядка 5%.
Что касается производства лактозы в России, то техническую лактозу до 2009 года в небольших объемах производили многие предприятия. Однако в 2009 году большинства из этих предприятий отказалась от ее производства. Объем производства пищевой лактозы в России составляет чуть более 100 тонн в год. Интервью с крупными российскими производителями сыров показывает, что они оценивают данный рынок как крайне перспективный, однако всерьез проекты по производству лактозы рассматривают лишь единицы, да и эти проекты находятся на самой ранней стадии рассмотрения. Ключевым препятствием является размер инвестиций, и большинство производителей предпочитают рассматривать менее затратные проекты по переработке молочной сыворотки.
Вместе с тем, развитие рынка говорит о том, что именно сейчас формируется крайне благоприятная ситуация для выхода на рынок. Спрос на лактозу на российском рынке превосходит потенциальные сырьевые возможности не только каждого отдельного российского предприятия, но и потенциал любого из российских регионов. Рост спроса на мировом рынке стимулирует рост цен на лактозу как в мире, так и в России
Таблица 1.1Стандартный состав лактозы порошка, %
Таблица 1.2 Типичные области применения пищевой лактозы
Таблица 1.3 Характеристика применения различных сортов фармацевтической лактозы
Таблица 2.1 Динамика мирового объема производства лактозы
в 2006-2008 г.г., тыс. тонн
Таблица 2.2. Динамика экспорта лактозы крупнейшими регионами-производителями, тыс. тонн
Таблица 2.3 Динамика импорта лактозы крупнейшими мировыми регионами-импортерами, тыс. тонн
Таблица 2.4 Помесячная динамика цена на лактозу в США 2003- март 2010 года, долларов США/тонна
Таблица 3.1 Динамика объема производства шоколадных и мучных кондитерских изделий в России в 2001-2008 году, тыс. тонн
Таблица 3.2 Российские потребители лактозы в сегменте производства шоколада и шоколадных конфет
Таблица 3.3 Российские потребители лактозы в сегменте производства мучных кондитерских изделий
Таблица 3.3 Российские потребители лактозы в сегменте производства водки
Таблица 4.4 Основные сегменты потребления лактозы в группе «прочие»
Таблица 4.5 Российские потребители лактозы в сегменте
«прочие пищевые продукты»
Таблица 4.6 Объемы закупок лактозы фармацевтическими компаниями, тонн
Таблица 4.7 Потребители лактозы в сегменте производства БАДов и витаминных комплексов
Таблица 4.7 Региональная структура потребления лактозы в 2009 году
Таблица 4.1 Структура импорта лактозы по регионам и производителям
Таблица 4.2 Структура импорта лактозы в Россию по
российским регионам-получателям
Таблица 5.1 Крупные российские производители сыров (кроме плавленых)
Таблица 5.2 Мелкие российские производители сыров (кроме плавленых)
Таблица 5.3 Крупные региональные конгломерации производителей сыров
Таблица 5.4 Динамика объемов переработки сырой сыворотки по видам продукции в России в 2004-2008 г.г., тонн
Таблица 6.1 Основные показатели рынка лактозы Литвы
(производитель: сырный завод «Рокишкио сурис»), тонн
Таблица 6.2 Основные показатели рынка лактозы Украины
(производитель: ООО «Евролакт»), тонн
Таблица 6.3 Динамика объемов производств молочного сахара-сырца и лактозы в России в 2005-2009 г.г.
Таблица 6.4 Результаты опросы крупных производителей сыров об их планах организации производства лактозы
Таблица 8.1 Динамика цены поставок лактозы на ООО «Марс»
Таблица 8.2 Динамика цены поставок лактозы ООО «Милкоу»
Таблица 9.1 Перспективы развития рынка лактозы в России
Таблица 9.2 Доля продукции, производимая с использованием лактозы в сегменте производства пищевых продуктов

Рисунок 1.2 Лактозная непереносимость по регионам мира
Рисунок 1.3 Принципиальная схема производства лактозы
Диаграмма 2.1 Мировая структура потребления жидкой сыворотки
Диаграмма 2.2 Продуктовая матрица переработки молочной сыворотки и лактозы
Диаграмма 2.3 Отраслевая структура потребления лактозы в США, %, 2006
Диаграмма 2.4 Отраслевая структура потребления лактозы в Европе, %, 2006
Диаграмма 2.5 Динамика импорта лактозы в Китай в 2000-2008 г.г., тонн
Диаграмма 2.6 Помесячная динамика цена на лактозу в США 2003- март 2010 года, долларов США/тонна
Диаграмма 2.7 Динамика цен на экспортируемую из Евросоюза лактозу в 2005-2009 году, долларов США/тонна
Диаграмма 3.1 Динамика объемов «видимого» потребления лактозы в России в 2001-2009 г.г.
Диаграмма 3.2 Структура потребления лактозы по сегментам в 2009 году (Россия)
Диаграмма 3.3 Динамика объемов потребления лактозы на ООО «Марс» в 2006-2009 г.г.
Диаграмма 3.4 Динамика объемов потребления лактозы в фармацевтической промышленности
Диаграмма 4.1 Объем импорта лактозы в Россию в 2001-2009 г.г., тонн
Диаграмма 4.2 Помесячная динамика объемов импорта лактозы в Россию 2008-февраль 2010 г.г., тонн
Диаграмма 4.3 Структура импорта лактозы по странам-производителям в 2008-2009 г.г.
Диаграмма 4.4 Динамика структуры импорта лактозы в Россию по регионам производителям
Диаграмма 5.1 Динамика объема производства сычужных сыров в России в 2005-2008 г.г.
Диаграмма 5.2 Динамика объемов производства сыров (всего) в России в 2005-2009 г.г.
Рисунок 5.3 Крупнейшие региональные конгломерации производителей сыров
Диаграмма 5.4 Структура переработки молочной сыворотки на российских предприятиях
Диаграмма 8.1 Поквартальная динамика цен на лактозу в 2007 – феврале 2010 года
Российский рынок пектина, 2021
Версия 4: май 2021
Версия 3: март 2016 года
Версия 2: декабрь 2012 года
Версия 1: январь 2011 года
Российский и мировой рынок инулина, 2021
Версия 5: август 2021 года
Версия 4: апрель 2019 года
Версия 3: май 2016 года
Версия 2: август 2014 года
Версия 1: февраль 2011 года
Анализ российского рынка глюкозно-фруктозных сиропов, 2021
Версия 4: август 2021 года
Версия 3: апрель 2019 года
Версия 2: январь 2017 года
Версия 1: март 2011 года
Все исследования отрасли продуктов глубокой переработки пищевого сырья
Отзывы
  • «Приобретали несколько готовых отчетов, а также заказывали индивидуальную работу. Как российское представительство мы можем рекомендовать Вас нашей головной компании в Нидерландах для проведения маркетинговых исследований рынков России и мира. Анализ рынка был сделан на достаточно высоком профессиональном уровне.
    Спасибо!»
    Anastasia Yasinskaya
    DSM Nutritional Products
  • «Особое внимание хочется обратить на профессиональное консультирование после сдачи итогов. В ходе уже наших работ возникало много дополнительных вопросов и задач, которые оперативно и бесплатно решались командой «ЦИПА» в течение еще 2-х месяцев, за что им отдельное спасибо!»
    Денис Свечков
    Дирекция по управлению инвестпроектами и инвестициями / Руководитель проектов «РосТех»
  • «Особое внимание хочется обратить на профессиональное консультирование после сдачи итогов. В ходе уже наших работ возникало много дополнительных вопросов и задач, которые оперативно и бесплатно решались командой «ЦИПА» в течение еще 2-х месяцев, за что им отдельное спасибо!»
    Денис Свечков
    Дирекция по управлению инвестпроектами и инвестициями / Руководитель проектов «РосТех»
  • «Эксперты ЦИПАП проявили высокий уровень профессионализма, и мы можем рекомендовать данную компанию при подготовке сложных проектов.»
    Осташова Н.Р.
    Директор департамента маркетинга весовой продукции АО ТД НМЖК