Данное исследование посвящено анализу потребления пищевой и фармацевтической лактозы в России. Проанализировано более 1000 ассортиментных позиций продукции российских производителей в сегментах, где целесообразно использование лактозы, и в отчете представлены более 70 существующих предприятий - потребителей лактозы.
Опрошены предприятия в сегментах, где потребление лактозы является наиболее перспективным, но на данный момент имеет недостаточное распространение (производители детских сухих смесей и фармацевтические производства).
Отдельное внимание уделено возможности организации производства лактозы в России – рассмотрена ситуация с обеспеченностью сырьем (подсырной сывороткой), производство лактозы в ближнем зарубежье, опрошены крупнейшие российские производители сыров и поставщики оборудования.
Проанализированы основные тенденции на мировом рынке лактозы, динамика цен мирового и российского рынка, сложившаяся структура дистрибуции.
В отчете использованы данные: Росстата, Федеральной таможенной статистики, данные международных статистических ведомств, данные международных исследовательских компаний. Проведено 21 интервью участников рынка (производители сыров, поставщики оборудования, потребители лактозы).
Рост потребления лактозы на российском рынке в 2009 году составил более 45% от предкризисного уровня
Рост спроса на пищевую лактозу со стороны российских потребителей наблюдался в течении всего периода 2000-ых. В период с 2001 по 2009 год общие объемы потребления выросли с 2,9 до 9,5 тыс. тонн в год.
Наибольшие объемы лактозы (до 60%) потребляется производителями шоколадных кондитерских изделий (плиточного шоколада и глазированного шоколадом конфет). Столь значительная доля обеспечивается одной компанией – ООО «Марс», использующей лактозу практически для всей производимой продукции: шоколадных батончиков («Snickers», «Mars» «Baunty»), плиточного шоколада («Dove»), глазированных шоколадом драже («M&Ms») и пр. Именно значительный и постоянно растущий спрос на лактозу со стороны «Марса» позволил не просесть рынку в 2008 году.
А проседать было с чего. Помимо самого экономического кризиса, больно ударившего по российским производителям, неблагоприятная для потребителей ситуация сложилась на мировом рынке. Рост мирового спроса на лактозу, особенно со стороны стран Юго-Восточной Азии, привел к резкому росту цен. С середины 2005 до середины 2007 года цены выросли более чем в 5 раз: с 400 долларов за тонну до более чем 2000. В 2008 году цены стремительно рухнули, однако из-за удаленности регионов поставки российские потребители смогли это почувствовать только во второй половине 2008 года, когда уже в самой России начал разгораться кризис.
Однако не только «Марс» формирует спрос на лактозу в России в сегменте шоколадной продукции. Помимо него порядка 6,5% производимого в России шоколада (без учета продукции «Марс») и до 13% глазированных шоколадом конфет в России производится с добавлением лактозы.
Порядка трети прочего спроса (33%) формируется прочими производителями пищевой продукции. Крупнейшими из них являются: производители мучных кондитерских изделий, снеков (в том числе крупнейший в России производитель чипсов «Фрито Лей»), сгущенного молока, водки, колбасных изделий, сухих супов, замороженных продуктов (блинчики), молочных продуктов, гипоаллергенных продуктов, натуральных сахарозаменителей для розничной продажи, готовых кофейных смесей и пр.
При этом структура потребления лактозы в России существенно отличается от структуры на европейском и американском рынках. Там ключевыми сегментами являются производство продуктов детского питания (в первую очередь сухих заменителей грудного молока) и фармацевтика. В России активно развивается сегмент производства детских сухих смесей, однако, не смотря на весь интерес производителей к лактозе («Нутритек» даже пытался организовать собственное производство лактозы), на данный момент они используют заменители: Российская фармацевтическая промышленность так же на данный момент предпочитает использовать другие виды наполнителей, и доля потребления лактозы этого сегмента составляет только порядка 5%.
Что касается производства лактозы в России, то техническую лактозу до 2009 года в небольших объемах производили многие предприятия. Однако в 2009 году большинства из этих предприятий отказалась от ее производства. Объем производства пищевой лактозы в России составляет чуть более 100 тонн в год. Интервью с крупными российскими производителями сыров показывает, что они оценивают данный рынок как крайне перспективный, однако всерьез проекты по производству лактозы рассматривают лишь единицы, да и эти проекты находятся на самой ранней стадии рассмотрения. Ключевым препятствием является размер инвестиций, и большинство производителей предпочитают рассматривать менее затратные проекты по переработке молочной сыворотки.
Вместе с тем, развитие рынка говорит о том, что именно сейчас формируется крайне благоприятная ситуация для выхода на рынок. Спрос на лактозу на российском рынке превосходит потенциальные сырьевые возможности не только каждого отдельного российского предприятия, но и потенциал любого из российских регионов. Рост спроса на мировом рынке стимулирует рост цен на лактозу как в мире, так и в России