Центр инвестиционно-промышленного анализа и прогноза
Посмотреть демо

Анализ российского рынка пробиотиков и продуктов на их основе (2010 год)

Дата выхода:
Август 2010
Отчет содержит:
80 страниц,
46 таблиц,
9 схем и диаграмм
Бесплатно
Стоимость
Научно-исследовательским организациям предоставляются скидки
Скачать демоверсию
Пробиотики – это живые бактерии, являющиеся неотъемлемой частью нормальной микрофлоры нашего организма. При введении в адекватном количестве они оказывают положительный эффект на здоровье человека. Наиболее часто используются как пробиотики штаммы лактобактерий и бифидобактерий. Причем, если в мире наибольшим спросом пользуются лактобактерии (класс Lactobacillus) – более 60% совокупного объема спроса, то в России предпочитают бифидобактерии (до 80%). Среди бифидобактерий наибольшую популярность на российском рынке приобрели следующие виды: B.bifidum, B.adolescentis, B.longum, b.breve, B.infantis, B.subtilis, B. lactis, B. animalis.
Пробиотики могут быть включены в состав различных типов пищевых продуктов, включая лекарственные препараты и пищевые добавки. Чаще всего их можно встретить в йогуртах, биокефирах и других молочнокислых продуктах. Количества бактерий, введенного в продукты питания (не менее 1*10^6 КОЕ/г), обычно достаточно для поддержания здоровой микрофлоры человека, если нет дисбактериоза.
В целом рынок продуктов, обогащенных пробиотиками (это не только продукты питания, но и лекарственные препараты, БАДы), в России можно охарактеризовать, как относительно развитый. Об этом свидетельствует стоимостной показатель отрасли, который достигает 0,9 млрд.$ (по итогам 2009 г.). Для сравнения европейский рынок функциональных продуктов питания и БАДов с пробиотиками превышает 8 млрд. $, что означает, что на душу населения россиянин потребляет до 30% от среднедушевого потребления в Европе. Следует также отметить, что более половины рынка (в стоимостных показателях) готовых продуктов с пробиотиками принадлежит продуктам питания, а именно кисломолочным изделиям.
В отличие от других функциональных ингредиентов (например, пребиотиков), пробиотики в России получили наибольшее развитие, чему поспособствовала традиционная популярность исконно русского напитка – кефира. Вместе с тем, рынок еще очень далек от насыщения, главным образом, в сегменте кисломолочных продуктов. На сегодняшний день обогащается лишь около 10% от совокупного объема производства кисломолочных изделий. Несмотря на то, что в сегменте обогащенных полезными бактериями молочных напитков функционируют практически все крупные молочные холдинги, средняя доля полезных кефиров и йогуртов в общей структуре их производства невысока. Так что перспективы у российского рынка биомасс пробиотических культур есть, и пока они огромны.
Рынок пробиотиков-ингредиентов более чем наполовину импортозависим. Крупные мировые производители бактериальных концентратов и заквасок, такие как Valio, Chr.Hansen, Danisco, DSM везут свою продукцию для крупнейших отечественных молочных гигантов. Наиболее востребованными среди импортной продукции являются лиофилизированные культуры. В отношении видового состава, можно выделить наиболее популярные виды бактерий, используемых зарубежными производителями – это Lactobacillus rhamnosus, Lactobacillus acidophilus, Lactobacillus casei; среди бифидобактерий: Bifidobacterium lactis, Bifidobacterium animalis, Bifidobacterium longum, Bifidobacterium bifidum.
Что касается отечественного предложения, то производством биомасс бифидо- и лактобактерий для пищевой промышленности (в частности кисломолочной) занимаются 5 компаний, среди которых выделяются: ЗАО «Партнер», НПО «Бифилайф», «Вектор-Биальгам», «Био-Веста», а также ГНУ ВНИМИ.
Лидером на рынке отечественного продукта является ЗАО «Партнер». Компания является крупнейшим производителем пробиотических культур не только для обогащения продуктов питания, но и фармацевтических препаратов-пробиотиков. Для пищевой промышленности ЗАО «Партнер» реализует лиофилизированную биомассу бифидо – и лактобактерий особой чистоты - очищенную от метаболитов и среды культивирования (фармацевтическая биомасса). По чистоте такая биомасса даже превосходит зарубежные аналоги.
Среди конкурирующих компаний с высокими рыночными долями стоит отметить «Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности» и НПО «Бифилайф», которые занимаются производством бакконцентратов и сухих заквасок, а также разрабатывают технологии обогащения продуктов питания пробиотиками и микронутриентами.
Несмотря на наличие довольно серьезных игроков на рынке, отечественное предложение пока не удовлетворяет крупнейших российских потребителей. Ведущие молочные комбинаты, такие как «Danone», «Юнимилк», «Вим-Биль-Данн», «Кампина», основной объем биомасс по-прежнему закупают за рубежом. Отечественные же производители пробиотиков обеспечивают преимущественно небольших региональных «молочников», общее количество которых превышает 500.

Таблица 2.1 Характеристика штаммов пробиотических микроорганизмов европейских производителей
Таблица 2.2 Характеристика штаммов пробиотических микроорганизмов американских производителей
Таблица 2.3 Характеристика штаммов пробиотических микроорганизмов японских производителей
Таблица 3.1 Оценка мирового рынка пробиотиков
Таблица 4.1 Характеристика российских производителей фармацевтической биомассы пробиотиков
Таблица 4.2 Характеристика бифидосодержащих препаратов
Таблица 4.3 Характеристика лактосодержащих препаратов
Таблица 4.4 Характеристика бифдо- и лакто-содержащих препаратов
Таблица 4.5 Объемы производства пробиотиков для фармацевтических препаратов в 2009 г. ЗАО «Партнер»
Таблица 4.6 Объемы производства пробиотиков для пищевой промышленности в 2009 г.
Таблица 4.7 Ассортимент масс бактерий для обогащения продуктов питания ЗАО «Партнер»
Таблица 4.8 Ассортимент масс бактерий для обогащения продуктов питания ЗАО «Вектор-Биальгам»
Таблица 4.9 Ассортимент масс бактерий для обогащения продуктов питания производства ВНИМИ
Таблица 4.10 Ассортимент биомасс бактерий для обогащения продуктов питания НПО «Бифилайф»
Таблица 5.1 Оценка импорта пробиотиков по поставщикам в 2009 г.
Таблица 5.2 Структура импортных поставок в зависимости от формы пробиотика (лиофилизированная, замороженная), 2009, в кг и %
Таблица 5.3 Виды и разновидности пробиотических бактерий, импортируемых в Россию в составе бакконцентратов и заквасок
Таблица 5.4 Характеристика продукции компании Valio
Таблица 5.5 Характеристика продукции компании Chr.Hansen
Таблица 5.6 Характеристика продукции компании Danisco
Таблица 5.7 Характеристика продукции болгарских компаний
Таблица 5.8 Характеристика продукции компании Centro Sperimentale Del Latte
Таблица 5.9 Характеристика продукции компании DSM
Таблица 6.1 Оценка объема рынка пробиотиков – ингредиентов (в натуральном и стоимостном выражении), 2009 г.
Таблица 6.2 Оценка объема рынка продуктов, обогащенных пробиотиками (в натуральном и стоимостном выражении), 2009 г.
Таблица 7.1 Характеристика крупнейших потребителей пробиотических культур микроорганизмов для обогащения кисломолочных продуктов питания
Таблица 7.2 Производители кисломолочных обогащенных продуктов в ЦФО
Таблица 7.3 Производители кисломолочных обогащенных продуктов в СЗФО
Таблица 7.4 Производители кисломолочных обогащенных продуктов в ПФО
Таблица 7.5 Производители кисломолочных обогащенных продуктов в УФО
Таблица 7.6 Производители кисломолочных обогащенных продуктов в ЮФО
Таблица 7.7 Производители кисломолочных обогащенных продуктов в СФО и ДВФО
Таблица 7.8 Частота использования бифидобактерий и лактобактерий в БАДах российского производства
Таблица 7.9 Частота использования видов бифидобактерий в БАДах российского производства
Таблица 7.10 Частота использования видов бифидобактерий в БАДах российского производства
Таблица 7.11 Характеристика производителей БАДов в Московском регионе
Таблица 7.12 Характеристика производителей БАДов в ЦФО
Таблица 7.13 Характеристика производителей БАДов в СЗФО
Таблица 7.14 Характеристика производителей БАДов в ПФО
Таблица 7.15 Характеристика производителей БАДов в УФО
Таблица 7.16 Характеристика производителей БАДов в ЮФО
Таблица 7.17 Характеристика производителей БАДов в СФО и ДВФО
Таблица 8.1 Совокупные объемы импорта пробиотических средств в виде БАДов (2009 год), структура импорта по наименованиям продукции
Таблица 8.2 Содержащиеся группы бактерий в основных наименованиях импортируемых БАД
Таблица 8.3 Структура импорта пробиотических БАДов по производителям (2009 год)
Таблица 8.4 Прочие импортные БАД с пробиотиками на Российском рынке (зарегистрированные в Роспотребнадзоре, но не идентифицированные в данных ФТС или поставляющихся в незначительных объемах)

Схемы и диаграммы
Диаграмма 2.1 Структура мирового рынка бактерий – пробиотиков (по классам)
Диаграммы 3.1 и 3.2 Региональная структура мирового рынка пробиотиков (функциональное питание и БАДы)
Диаграмма 4.1 Рыночные доли ведущих производителей фармацевтической массы бифидобактерий (препаратов)
Диаграмма 4.2 Оценка рыночных долей ведущих производителей пробиотической массы для пищевой промышленности в 2009
Диаграмма 5.1 Рыночные доли зарубежных производителей пробиотических культур, 2009
Диаграмма 5.2 Рыночные доли зарубежных производителей пробиотических культур, 2009
Диаграмма 8.1 Структура импорта пробиотических БАД по общему количеству единиц препаратов (2009 год)
Диаграмма 8.2 Структура импорта пробиотических БАД в переводе на условные единицы (КОЕ = 1*10^7) (2009 год)
Диаграмма 8.3 Структура импорта пробиотических БАД в денежном выражении (2009 год)
Российский рынок пектина, 2021
Версия 4: май 2021
Версия 3: март 2016 года
Версия 2: декабрь 2012 года
Версия 1: январь 2011 года
Российский и мировой рынок инулина, 2021
Версия 5: август 2021 года
Версия 4: апрель 2019 года
Версия 3: май 2016 года
Версия 2: август 2014 года
Версия 1: февраль 2011 года
Анализ российского рынка глюкозно-фруктозных сиропов, 2021
Версия 4: август 2021 года
Версия 3: апрель 2019 года
Версия 2: январь 2017 года
Версия 1: март 2011 года
Все исследования отрасли продуктов глубокой переработки пищевого сырья
Отзывы
  • «Приобретали несколько готовых отчетов, а также заказывали индивидуальную работу. Как российское представительство мы можем рекомендовать Вас нашей головной компании в Нидерландах для проведения маркетинговых исследований рынков России и мира. Анализ рынка был сделан на достаточно высоком профессиональном уровне.
    Спасибо!»
    Anastasia Yasinskaya
    DSM Nutritional Products
  • «Особое внимание хочется обратить на профессиональное консультирование после сдачи итогов. В ходе уже наших работ возникало много дополнительных вопросов и задач, которые оперативно и бесплатно решались командой «ЦИПА» в течение еще 2-х месяцев, за что им отдельное спасибо!»
    Денис Свечков
    Дирекция по управлению инвестпроектами и инвестициями / Руководитель проектов «РосТех»
  • «Особое внимание хочется обратить на профессиональное консультирование после сдачи итогов. В ходе уже наших работ возникало много дополнительных вопросов и задач, которые оперативно и бесплатно решались командой «ЦИПА» в течение еще 2-х месяцев, за что им отдельное спасибо!»
    Денис Свечков
    Дирекция по управлению инвестпроектами и инвестициями / Руководитель проектов «РосТех»
  • «Эксперты ЦИПАП проявили высокий уровень профессионализма, и мы можем рекомендовать данную компанию при подготовке сложных проектов.»
    Осташова Н.Р.
    Директор департамента маркетинга весовой продукции АО ТД НМЖК